КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


                                   
                                                                                


Заповеди для родителей

  • Семья начинается с мы, решайте вместе любые противоречия и проблемы.
  • Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
  • Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
  • Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
  • Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.
  • Умейте понять и простить друг друга.
  • Смейтесь вместе, а не над…
  • Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
  • Даже если уверены , что виноват кто-то, ищите причину в себе.
  • Делайте первым шаг навстречу , если возникнет ссора или конфликт.

Что же делать, если проблемы    не разрешаются?

  • Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость.
  • Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно уметь уважать права других.
  • Использовать стратегию сотрудничества-то есть максимального
удовлетворения интересов обеих сторон, это даст возможность конструктивно разрешить конфликт.

Как здорово, если Вы используете пять основных правил взаимоотношений в семье:

1. Ласковые слова;


2. Время, которое проводите вместе;


3. Помощь друг другу;


4. Подарки;


5. Прикосновения.
                                               

               Как заинтересовать ребёнка?


Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.


Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнок весело учится, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
  3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень большое время. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребёнка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком. Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!




         Что мы говорим своим детям?

 
                       

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: "Мама сказала...", "Папа велел" и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое "подвергают сомнению", ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. ("Курить вредно!" - хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя исвои силы. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки

"Сильные люди не плачут".
"Думай только о себе, не жалей никого".
"Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".
"Дурачок ты мой!"
"Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"
"Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".
"Не будешь слушаться - заболеешь!".
"Яблоко от яблоньки недалеко падает".
"Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."
"Не твоего ума дело..."
"Бог тебя накажет!.."
"Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".
"Не верь никому,обманут!.."
"Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"
"Ты всегда это делаешь хуже других..."
"Ты всегда будешь грязнулей!"
"Женщина глупее мужчины..."
"Ты плохой!"
"Будешь букой - один останешься".
"Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки..."

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Позитивные установки

"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Каждый сам выбирает свой путь".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Что посеешь, то и пожнешь".
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение всем интересно".
"Бог любит тебя!"
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
"Как аукнется, так и откликнется".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"

Как часто вы говорите детям...

- Я сейчас занят(а)...
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так...
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Эти слова ласкают душу ребенка

- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…

              Что рисует ваш ребенок? 

Детская душа - тайна, которую надо уметь разгадывать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме и откровенно заявляет о себе!

Домашний тест "Я и моя семья", о котором пойдет речь, лучше всего предлагать детям 5-10 лет. Дайте ребенку большой лист бумаги, цветные карандаши и предложите ему нарисовать самого себя и всю семью. Постарайтесь незаметно подсмотреть, как он работает, в какой последовательности располагает персонажей своей картины на бумаге. Важно, чтобы маленький хитрец не заметил, что за ним наблюдают, - иначе результаты теста будут недостоверны.

Итак, ребенок после вашей просьбы начинает рисовать себя, потом маму, папу, бабушку и прочих домочадцев. Как правило, только после людей дети рисуют другие детали - облака, цветы, животных. Если же художник старательно вырисовывает цветочки-бабочки и лишь после берется за людей, то это тревожный симптом для семьи. Вам стоит серьезно задуматься, в чем причина равнодушия ребенка к своим близким. Вообще, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - знак психологического дискомфорта или признак конфликта, в который вовлечен маленький творец.

Обычно ребенок в первую очередь изображает либо самого любимого члена семьи, либо самого авторитетного. Если малыш считает наиболее значительной фигурой самого себя, то с удовольствием начнет рисунок с собственной персоны. Но если юный художник чувствует себя ненужным, отвергнутым, то "автопортрет" появится на картине последним.

Вообще размеры фигур на рисунке содержат много важной информации.
Если малыш мнит себя пупом земли, ему может даже не хватить листа для изображения себя, любимого. Напротив, отверженные, одинокие дети рисуют себя крошечными человечками, подчеркивая свою незначительность и ненужность. И то и другое - результат порочного воспитания. При адекватной самооценке юный художник изображает собственную персону одинакового роста с мамой и папой или чуть ниже родителей.

Чтобы оценить эмоциональный климат вашей семьи, обратите внимание, насколько близко нарисованы люди на групповом портрете. Чем дальше фигуры находятся друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, отражающая, как правило, конфликтную ситуацию в семье. Если дети это сильно ощущают и глубоко переживают, они включают в свободное пространство листа изображение посторонних предметов. Так, ребенок, растущий в эмоционально неблагополучной обстановке, рисует между родными неизвестных людей, собак или цветы.

Взрослые любят задавать глупые вопросы типа: "Кого ты больше любишь: маму или папу?" Рисунок красноречиво говорит и об этом. Степень своей привязанности малыш показывает близостью собственного изображения к родителю: чем дальше ребенок находится от мамы или папы, тем меньше его привязанность, и наоборот - чем ближе, тем счастливее юный художник.


Если дети помещают себя в центре, между мамой и папой, это значит, что они ощущают себя необходимыми и важными членами семьи. Изображение себя после братьев и сестер, подальше от родителей, - тревожный знак, свидетельствующий о том, что ребенок переживает душевный дискомфорт, думая, что он никому не нужен.

Бывает, малыш с удовольствием изображает всех родных, забывая нарисовать лишь себя. Это сигнал "SOS!". Скорее всего, ваши семейные отношения далеки от идеала и тягостны ребенку. Отсутствие художника на собственном рисунке - это не что иное, как протест против существующего порядка вещей.

Яркий мазок на рисунке, бросающийся в глаза, как правило, выделяет того члена семьи, к кому ребенок наиболее привязан. Мамы обычно одеты в наряды, которые не снились самым известным модельерам, а их волосы (нередко синие, красные, желтые) - яркие-преяркие! Когда детям в семье эмоционально комфортно и хорошо, они "наряжают" и себя в костюмы теплых, насыщенных цветов. Холодные тона чаще всего свидетельствуют о конфликтных отношениях между ребенком и тем, кого он "одевает" в темный, неуютный цвет.

Большую информацию несет прорисовка головы. Если лицо прорисовано гораздо тщательнее других частей тела, хозяин такой головы - фигура значительная в жизни ребенка. Если маленький творец пропускает на портрете родственника части лица или вообще изображает только овал, на котором нет ни глаз, ни носа, ни рта, значит, он протестует против "безликой" личности - источника его негативных эмоций. Если таким образом рисуется собственная физиономия - ребенок чувствует отчужденность в семье и нарушение общения со многими людьми.

Когда у бабушки нарисованы только глаза, юный художник "уведомляет" вас, что она постоянно и неотступно следит за ним. Может статься, что уши дедушки станут напоминать Чебурашкины - это сигнал того, что всеслышащий дед создает проблемы в жизни маленького человека. Хозяин единственного на лице рта, скорее всего, подавляет ребенка своими бесконечными нотациями.

Руки - важная содержательная часть рисунка. Самые длинные руки или руки, поднятые вверх, - у агрессивного члена семьи, который, возможно, пугает ребенка. Когда малыш пририсовывает себе длинные руки, это свидетельствует о его желании быть агрессивным. Ребенок, изображенный на рисунке без рук, - тревожный сигнал собственного бессилия и бесправия в семье.

Конечно, хороших рисунков гораздо больше, чем тех, которые "кричат" о бедах маленького человека. И все же симптомы душевной болезни важно знать каждому родителю, чтобы не упустить главного в тонком процессе воспитания личности. Любите своих детей, рисуйте вместе с ними, переживайте их проблемы и будьте внимательны: не всегда то, что является тайным страданием, лежит на поверхности. Заглянув внутрь и поняв проблему, легче ее преодолеть. Наша главная задача - постараться вырастить счастливых людей, рядом с которыми будут счастливы все.


 
         




















10 комментариев:

  1. Педагог должен не только воспитывать ребенка, но и тонко чувствовать его душу. Ирина Алексеевна, а предложенные Вами тесты, являются отличными помощниками в этом нелегком деле. Спасибо Вам.

    ОтветитьУдалить
  2. Молодец, Ирина Алексеевна! Грамотные и понятные для родителей консультации! Материал подобран с ДУШОЙ!

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Алексеевна, у Вас очень полезный блог. С удовольствием его посетила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Считаю, что у каждого из нас, воспитателей, есть нужная и полезная информация, с которой мы можем делиться в блогах.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за полезную информацию!Очень пригодится!

    ОтветитьУдалить
  7. Действительно очень хороший, полезный материал! Мне как молодой маме и молодому педагогу очень важна подобная информация. Спасибо Вам! С наступающими праздниками Вас!

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день Ирина! Очень интересный и полезный сайт. Ваши консультации обязательно использую в своей работе.

    ОтветитьУдалить